Ниже предлагаю вашему вниманию сумбурное описание событий апреля месяца, которые, возможно (а может быть и нет ) будут опубликованы в журнале "Ski/горные лыжи"
***
1. Филология: Открытие.
Я очень люблю свой родной русский язык и уверен, что он – величайший в мире. Но, несмотря на обилие слов, определений, эпитетов, иногда приходиться каламбурить. Свежий пример.
С 8 по 15 апреля 2006г. в г. Магадане прошла первая на Дальнем Востоке школа горнолыжных инструкторов УЦ ФГСС России.
Открытие школы инструкторов без сомнения стало открытием для магаданских горнолыжников.
2. История: Складывание революционной ситуации.
Магадан представляет собой типичный образец российского горнолыжного захолустья.
Больших гор нет (не Кавказ и не Камчатка), от центра далеко (не Волен и не Шуколово), заинтересованных инвесторов практически нет (не «Озеро Банное» и не «Завьялиха»).
Развитие Магадана горнолыжного происходило 60-70-х, в конце 80-х был закат. С 90-х годов прошлого столетия ничего не изменилось к лучшему. Все, что было построено и наработано, пришло в запустение, серьезных денег в инфраструктуру горнолыжного комплекса никто не вкладывал, да и понимания необходимости этих вложений местными властями не было заметно. Были, правда, несколько попыток что-то улучшить, но они лишь подтвердили несерьезность подхода к проблеме.
На дворе начало XXI века, а горнолыжный комплекс Магадана располагает двумя буксировочными подъемниками ВЛ-1000, которые работают через раз, одним ратраком, который постоянно в ремонте и примерно 20-ю парами древних и убитых лыж в прокате…
Уже несколько лет снежные зимы обходят Магадан стороной, но при этом на горнолыжных склонах не появилось ни одной снежной пушки, ни даже ружья.
Областные и городские чиновники от спорта этим, видимо, очень гордятся. А вот люди, которые любят лыжи и снег, - наоборот.
На одной и той же горе, в одно и то же время, вынуждены тесниться юные спортсмены, с одной стороны, и все остальные (бывшие спортсмены, любители, туристы и т.д. – все, кто платит деньги) – с другой. Пропускная способность комплекса увеличилась чуть-чуть, а количество катающейся публики – в разы.
На лицо – «сплошные антагонизмы» и складывание революционной ситуации.
3. Палеонтология: Jurassic Park.
За эти годы сформировалось не одно поколение горнолыжников, как спортсменов, так и любителей.
Несмотря ни на что, предыдущие поколения («динозавры») не хотят уходить со склонов и уступать дорогу молодым. Выросли новые виды. Например, многочисленные стаи бордеров с лямками ниже колен, любители big air с опасными прыжками... Пищи на всех уже не хватает, динозавры должны вымирать… А они не хотят. Так и сосуществуют вместе, как в переполненном зоопарке, точнее - в «Парке Юрского Периода».
Динозавры делятся на поколения: 60-летние, 50-летние, 40-летние, 30-летние.
Даже 20-летние, невостребованные по разным причинам спортсмены, в данных условиях переходят в динозавры.
Динозавры не верят, что они вымирают. Многие из них активно и успешно сопротивляются этому процессу: ведут себя на горе культурно, пытаются научить этому новые виды, как могут, передают свой опыт новым поколениям и самостоятельно изучают современную горнолыжную технику.
Кроме того, динозавры – народ общительный. Поэтому, когда по «парку» прошел слух, что из «самой Москвы» из УЦ ФГСС России приезжают специалисты для проведения выездной школы горнолыжных инструкторов, на встречу с ними пришло сразу 15 самых отъявленных. А ну-ка, что нам скажут-покажут московские гости?
4. Физиономистика: Два дядьки – детский врач и академик.
Преподаватели УЦ ФГСС России. Данилин и Алешин.
Первые впечатления. Два немолодых уже, но спортивных и подтянутых дядьки.
Один высокий, другой – ростом пониже. Один с прищуром и искрой в глазах, другой – в профессорских очках. Ну, точно – детский врач и академик!
Когда молчат – еще ничего. Но как только начинают говорить – хочется и слушать, открыв рот, и вместе обсуждать любые проблемы. Да. Один - точно доктор, другой – точно академик!
5. Педагогика: 5 главных принципов и дистанция общения с клиентом.
Пообщавшись с преподавателями, в школу инструкторов записались все, кто был на первой встрече.
Никто не пожалел. Обучающиеся – будущие инструкторы, люди разные.
Возраст – от 20 до 59 лет, горнолыжный стаж – от 7 до 48 лет, социальный статус – от безработного до госчиновника и коммерсанта, спортивные звания – от 2 разряда до мастера спорта. Людей и склонов повидали всяких. Кроме Магадана были на Камчатке, Сахалине, в Сибири, на Урале. Катались в Чимбулаке, Приэльбрусье, Домбае. В Норвегии, Румынии, Польше, Словакии…
Опыта инструкторской работы не было ни у кого, хотя потребность в знаниях была – многие занимались обучением друзей и родственников. Как могли…
Простой (для подготовленных лыжников) курс обучения, преподанный Данилиным и Алешиным, перевернул сознание практически всех обучаемых.
Все пять принципов педагогики – сознательность, активность, доступность с последовательностью и прочность с систематичностью были реализованы в кратчайшие сроки с максимальной отдачей, как учителей, так и учеников.
Один из учащихся поначалу предположил, что минимально допустимая дистанция общения с клиентом 25 см. Было смешно. Ему объяснили, и он понял. А многие подумали: все-таки интересные и талантливые они люди – Данилин и Алешин! И какие опытные – к каждому подобрали ключик и выбрали правильную дистанцию…
6. География: Данилин. Париж – в другую сторону.
Данилин Виктор Иванович – директор учебного центра Федерации горнолыжного спорта и сноубординга (УЦ ФГСС) России. На лыжах практически всю жизнь. Тренер и инструктор, педагог и демонстратор – от бога. Располагает к себе человека, как говорится, влёт. Интеллигентен, но прост. Интереснейший собеседник. Как-то обмолвился, что давным-давно мечтал побывать в Париже и в Магадане. В Париж из Москвы, оказалось, попасть проще. Но вот и Магадан. Хочется надеяться, что он пришелся Виктору Ивановичу по душе… А Париж – это в другую сторону.
7. Физика: Алешин. Тангенс угла наклона центра масс.
Алешин Владимир Петрович – преподаватель УЦ ФГСС России. КМС. На лыжах - всю жизнь.
Любит рассказывать о тангенсе угла наклона центра масс. Может нарисовать Буратино на лыжах лучше, чем Данилин. Сначала производит впечатление теоретика. Виной тому – манера говорить и академически-профессорская внешность. Затем выясняется, что практик он - тоже великолепный.
А еще, то, что про тангенсы углов знать никогда не вредно. Если бы не уроки Алешина, многие бы, возможно, и не задумывались о физических аспектах техники. А еще выяснилось, что он – кандидат физико-математических наук.
8. Методика: Три класса как три составные части обучения.
«С места в карьер, но не загоняя» - так можно охарактеризовать начало школы инструкторов от Данилина и Алешина. За считанные дни они научили магаданцев многому. Современная техника, методика ее преподавания, педагогика, безопасность, медицина, общие вопросы. Весь день на горе, вечером – теория. А, кроме того – закрепление знаний: семинары, зачеты, практические работы…
Согласно методике УЦ ФГСС России, которая, без сомнения, впитала в себя все лучшее, что накоплено на сегодняшний день, все обучение современной технике условно делится на три класса.
Подробности мы постигли в течение нескольких дней.
Кто раньше не имел представления о современной технике, стал кататься резаными дугами! Более того – стал способен донести эти знания и продемонстрировать умения другим – т.е. научить!
То, что каждый изучал самостоятельно, через пень-колоду, пользуясь доступными источниками (которые практически отсутствуют), методом проб и ошибок, оказалось легко выполнимо благодаря методике от Данилина и Алешина! Оказалось, что ничего особо сложного в современной технике и в ее преподавании нет! Необходимо лишь знание специальных приемов и упражнений.
Вывод 1: Знание-сила!
Вывод 2: Резаная техника – это просто!
9. Мистика: Deja Vu.
Существует такое понятие Deja Vu. Не берусь за его точное определение. В моем понимании – это когда тебе кажется, что-то, что сейчас происходит, уже когда-то с тобой было. Или когда встречаешь человека, и тебе кажется что ты с ним хорошо знаком давным-давно. Вы неоднократно встречались, общались…
Такое чувство возникло у меня и у Виктора Ивановича Данилина в первый же день нашей встречи. Причем - обоюдное. Какое-то неуловимое сочетание внешности, голоса, манеры общения – все говорило о том, что мы виделись ранее неоднократно. Но реальность такое предположение исключала.
Так ни я, ни он и не вспомнили…
Рискну сделать предположение, что в его лице воплотилось все то лучшее, за что я люблю горные лыжи…
10. Медицина + букинистика: Крученое колено и жажда знаний.
Лично мне чуть-чуть не повезло. Травмировал злосчастное правое колено. Повторно.
Сам виноват – не послушал преподавателя, полез, куда не надо…
Оставшееся время занимался только теорией.
Зато узнал, что труд преподавателей УЦ ФГСС России уже воплощен на бумаге – в книге А. Горяйнова «Горные лыжи и сноуборд. Карвинговая техника» глава «Основы горнолыжной техники» написана В. Алешиным и В. Данилиным. Книга выпущена в 2004г. но уже стала редкостью.
Так вот, плюс в том, что экземпляр книги был подарен мне авторами, с пожеланиями здоровья.
Ведь колени для горнолыжника – очень важная штука!
Книга помогла мне самостоятельно изучать основы современной техники. Написано простым языком. Можно читать описание исполнения того или иного технического элемента и сразу выполнять его на практике.
Ты хотел знать и шел к этому. Вот – знание. Оно у тебя в руках. Овладевай!
11. Публицистика: Заключение.
Противоречивое существо - горнолыжник. Он может носиться как угорелый по склону перед девчонками, ожидая их положительной реакции. А может, исполненный собственной значимости, демонстрировать всему склону свою великолепную (как ему кажется) технику. Он может просто скромно кататься в свое удовольствие, а может прыгать с трамплинов и карнизов…
В общении с нашими Учителями все это куда-то ушло. Осталось лишь уважение перед людьми, настоящими Мужиками, которые могут больше всех остальных, скромно себе живут, и несут знания желающим…
А потом эти, желающие, будут передавать эти знания другим. И когда-нибудь наступит момент, когда все на склонах будут кататься красиво и технично…
Не собирался я писать. А потом решил – надо. Надо чтобы заинтересованные люди знали, что есть такая организация - Учебный Центр Федерации горнолыжного спорта и сноубординга (УЦ ФГСС) России. А там есть замечательные преподаватели, которые хотят и могут поднять культуру горных лыж у нас в стране на мировой уровень.
Спасибо вам, Виктор Иванович и Владимир Петрович! После вашего визита у нас остался огромный заряд оптимизма, появилась надежда!
12. P.S.: Итоги, отзывы и пожелания словами учащихся школы инструкторов.
Что вам дала школа инструкторов?
Научила основам современной техники (есть нюансы, которые через книгу не постигнешь). Дала сильнейший эмоциональный заряд. Заново научился кататься на лыжах. Пришло понимание особенностей современной карвинговой техники. Легко и доступно познал основы современной
техники и методики ее преподавания. Изучил основы инструкторской работы. Школа показала, что в Магадане находится нереализованный потенциал бывших спортсменов-горнолыжных инструкторов, которые желают работать. По окончанию школы подписан договор с УЦ ФГССР и в Магадане создан Дальневосточный центр подготовки инструкторов.
Общее впечатления о преподавателях
Полное отсутствие формализма. Плотные, насыщенные, наглядные занятия. Очень серьезный подход. Качественная работа. Великолепные педагоги с огромным стажем и опытом работы. Люди большой эрудиции. Кладезь знаний. На все заданные вопросы дают компетентные ответы. Ведут себя естественно, непринужденно, доброжелательно, как коллеги. Внимательные, терпеливые. Занимали все время в течение всех дней проведения школы. Скучать не давали. Высокий профессионализм.
Слов на ветер не бросают. Постоянная готовность к оказанию методической и практической помощи. Высочайший уровень демонстраторского мастерства. Высокий профессионализм. Доброжелательность. Умение расположить к себе. Сильная притягательная сила.
Пожелания
Хотелось бы, чтобы школа инструкторов длилась подольше - для изучения большего объема материала. Не останавливаться на достигнутом. Продолжать проводить школы инструкторов с привлечением лыжников Магаданской области, Чукотки, Камчатки, Сахалина, всего Дальнего Востока. Чаще обращать внимание на провинцию вообще и ДВ регион в частности.
Организовать школу-семинар по обмену опытом для инструкторов всей России.
Долгих лет активной жизни на лыжах.
Ю.Бережной.
г. Магадан.
Апрель 2006г.
Да, хочу внести пояснения насчет книги.
На самом деле в ней следует читать только главы "Физическая подготовка"(с.46-60) и "Основы горнолыжной техники" (с.60-90). Все остальное - бред сивой кобылы...
И еще. Кто реально заинтересован в улучшении своей техники и хочет кататься современно, используя потенциал лыж на все 100% и при этом не боится и не ленится работать над собой - пишите мне на "мыло". Вышлю методику изучения современной техники и физподготовки в электронном виде.