Тишина.
     Первое что сделал на следующий день, отправился по своему любимому маршруту, первый – седьмой километр (старая водокачка). Взял, рюкзак, хлеб тушенку и решил опробовать новую удочку – половить форель. Погода хоть и сырая но тихая. Залив замер. Шел не спеша, берегом залива, обогнул посадочную полосу аэропорта и часа через полтора был у старой водокачки. Время всегда берет свое, стены еще стоят, но пол уже провалился, и яму под водокачкой почти замыло нанесенной галькой. Какая уж тут форель. Походил по речке и осознал, что удочка моя, для ловли в речках-ручьях форели совершенно не подходит.
Горбуша.
    Решил посмотреть остальные речки, во второй, текущей с 17 километра, заметил странную суету на перекатах. При ближайшем рассмотрении оказалась, что это через перекаты ползет идущая на нерест горбуша. Дождался, когда несколько штук выползли на перекат и загнал одну на берег, где и сфотографировал ее, после чего отпустил с миром. В 60-70 годы горбуша на 7 километре на нерест не шла. Похоже экологическая обстановка в Заливе серьезно улучшилась, или горбуша расплодилась. Поскольку мне сказали, что горбуша начала просачиваться даже в Амгуэму, скорее все-таки второе.
Нерестовая яма.
    Погоняв еще с полчаса по речке горбушу, хотел сфотографировать косячек в воде, увы фотографии не получились. Если сильно напрячь зренее и вооброжение, то на приведенной фотографии косячка горбуши в нерестовой яме, в левом верхнем углу можно заметить удирающую от фотоаппарата горбушу. Ну не хочет она позировать.
Дневка.
     Перешел на речку вытекающую из озера на Тринадцатом. Время приближалось к обеду, решил устроить дневку. Поставил палатку, единственный раз когда она мне не то что бы пригодилась, просто была к месту. Развел костерок и приготовил чай. Разогретая в банке тушенка, пахнущий дымком чай, свежий белый хлеб – что еще надо для хорошей жизни. Разве что котелок ухи и кого-нибудь в компанию, но возиться с ухой не хотелось, думал еще успею. После обеда отдохнул и решил сходить к озерам на Тринадцатом.
    Озеро из которого вытекает речка, произвело странное впечатление, то ли я вырос, то ли оно обмелело. Сквозь прозрачную воду на дне просматривался всякий железный хлам. Потренировался в забросах блесны, так как опыта работы с безынерционной катушкой не имел. Нельзя сказать, что получалось здорово, да и рыбу, если она еще осталась в озере, моя блесна не интересовала.
    В поселок (Озерный) заходить не стал, потихоньку пошел назад. Устал и решил в районе седьмого выйти на трассу, поймать попутку. Дело шло к вечеру, машин было мало и, что явилось для меня полной неожиданностью, они не останавливались. Только в районе 4 километра, после 4-5 машин, когда я уже решил что мне придется топать до самого поселка, остановился старый УАЗик. Шофер, молодой паренек-чукча, подбросил меня к центру поселка, за что ему большое спасибо.

Свободный.
    
     На следующий день, ближе к ночи Володя и еще несколько человек собрались на рыбалку, на Свободный. Поскольку раньше мне там бывать не доводилось, я с удовольствием к ним присоединился. Сейчас на Свободный пробита вполне приличная дорога через Медвежий распадок, разве что в районе перевала дорога сменяется развалами крупных камней, но Уралу вполне по силам. Время в пути 3-4 часа.
    Таким предстал предо мной Свободный. Низкие облака и моросящий дождь не позволили составить цельное впечатление об этом рыбацком рае. Ошалевшие от обилия пищи (икры) голец, хариус и защищающая свои нерестовые гнезда горбуша, хватали блесну при каждом забросе.
Улов.
    Володя объяснил мне как пользоваться безинерционной катушкой и после нескольких забросов я вполне освоился. Нет, все-таки рыболовецкая экипировка значительно улучшилась за прошедшие годы. Улов после первых 30 минут, только гольцы, горбушу не брали. Посмотрев улов - понял, если так пойдет и дальше, рыбу девать будет некуда. Последний, наиболее крупный голец, так брыкался пока я его вытаскивал, что разогнул карабин блесны, и пошел скакать по берегу с тройником в нижней челюсти. Я его конечно успокоил и тройник отобрал, в вот цеплять его обратно не стал. Устроил себе тренеровку на точность и дальность броска. Рыба все равно хватала блесну, поклевка ощущалась как удар палкой по удилищу, но на берег за блесной не спешила, вот такая рыбалка.
Мишка.
    Когда развлекаться таким образом надоело, решил просто прогуляться по берегу. Вдоль речки тянулась цепочка медвежьих следов, постоянно встречалась пожеванная горбуша. Похоже наш приезд вспугнул некрупного судя по следам мишку. Как потом оказалась не сильно то он и испугался, просто перешел на соседнюю протоку. Когда мы уже уезжали, он попался нам на встречу. В ответ на свист, размахивание руками и приглашения позировать, скептически осмотрел нас и не спеша отправился за бугор, по своим делам.
     То ли убыль населения, то ли изменения эколого-климатического характера, похоже способствовали увеличению численности бурого медведя на Чукотке. Дня за два до отъезда, ночью в Озерный пришла медведица с двумя медвежатами, побродила между домами, как большая бездомная собака со щенками и ушла. Может аномально прохладное и дождливое лето виновато. Я не помню, за всю мою бытность в поселке, что бы в конце лета не было красноголовиков, а шикша и голубика не поспели до 10 августа.

    Следующие два дня дождь лил с короткими перерывами. В перерывах гулял по поселку. На следующее утро, дождь закончился, и я решил прогуляться по распадку. В планах было перевалить хребет, в районе Спирали, и спуститься к Утелькуюму, там пообедать хлебом, сгущенкой и чаем, и с вечерним отливом вернуться через вторую косу в поселок. Увы погода внесла свои коррективы, с залива пополз туман, видимость упала метров до 150, все стало влажным и скользким. Решил просто пройтись по распадку. Вот уж над чем время не властно, те же две тропы натоптанные поколениями Эгвекинотцев, верхняя - заканчивающаяся перед водопадом и нижняя - исчезающая у развилки на "Утюг". Надписи на склоне "Комсомольской" сопки, но уже другие, с новыми датами, старые выцветая под солнцем, дождем и снегом сливаются с фоном.
    Прошел километра 4, посмотрел на новое место катания на лыжах. Действительно красивое и удобное место, распадок перед поворотом на север расширяется, образуя длинный, широкий и пологий склон. По пути обнаружил второй водопад, километрах в трех от Поселка, на мой взгляд даже более красивый чем первый, поскольку ручей перегорожен цельной скалой, в которой проточена V-образная расщелина. Жалко, что забыл взять свой фотоаппарат. Что удивило, чем дальше я углублялся в распадок - тем больше становилось комаров. Что они едят в распадке, евражек что-ли.

Вернуться