Ниже приведен отрывок из часового интервью, которое было взято у Геннадия Павловича Крохалева летом 1994 года. Магнитофонная расшифровка приводится без каких-либо купюр и поправок.
Н. Субботин: Геннадий Павлович, как вы пришли к исследованию этого феномена?
Г. Крохалев: В 1972 году после окончания ординатуры я начал заниматься исследованием слуховых галлюцинаций. Больные слышат голоса... Потом брат, Николай Павлович Крохалев, мне принес журнал "Техника молодежи". Там была опубликована очень интересная статья Валерия Скурлатова, московского физика, "Зри наоборот". Журнал 70й год, номер второй. Там высказана гипотеза, что можно фотографировать зрительные галлюцинации. Он ссылается на работы Тэда Сириуса, американского психиатра Фукураи. Но не ссылается на то, что впервые о возможности фотографирования зрительных галлюцинаций высказался американский психиатр Айзенбад. Я нашел его работу в 1967 году, о том, что в будущем надо заниматься зрительными галлюцинациями.
Он предполагал, что фотографировать можно в очках. Он считал, что зрительные галлюцинации формируются в зрительно анализаторе. Они идут по обратным путям, доходят до сетчатки глаз, как мы воспринимаем информацию. Там возникает галлюцинаторная картина. Перевернутый образ в мозгу. Но надо дать, мол, фотовспышку со стороны, чтобы образ выбросить на экран. Дать фотовспышку, этот образ из глазного дна проецируется на экран, и только уже тогда со стороны фотоаппаратом фотографировать.
Николай Павлович, мой брат, говорит: "Он прав!" Начали пробовать по его методике Последовательные образы... Ничего не получается С экрана
У меня была своя точка зрения. Я же знал, когда смотришь на негативное изображение, потом переводишь взгляд, то видишь на светлом фоне позитивный образ. Зачем нам, думаю, подсветка? И решили сделать так
13 января 1974 году мы провели первый опыт в квартире брата. Нашли фотокоровские кассеты. Туда заложили фотопленки 9х12 на 130 единиц. Зарядили. Комнату затемнили. Подготовили тестовый образ негативное изображение портрет женщины.
Смотрю при электрическом освещении секунд 20-30 на изображение. Потом свет выключаем и этот образ продолжаем видеть в темноте! Я открываю кассету, и образ проецирую на фотопленку. Где-то 5-10 секунд. Потом закрываю. Потом провели еще несколько опытов.
Начали проявлять. И вот на этой пленке, которую я подносил к себе, получился нечеткий образ изображения портрета женщины. Это меня очень вдохновило! Я сразу сделал вывод, что идут излучения из глаз. Мне нужно было подтверждение. А раз так, значит можно фотографировать и зрительные галлюцинации. Многие ученые считали, что эйдетические образы и галлюцинации близки по механизму. А чем близки, никто не занимался изучением
Н. С.: Мне много раз приходилось слышать о "маске Крохалева". Что это за прибор?
Г. К.: Долго шел я к этой маске. Честно говоря, где-то полгода. Идея возникла - можно фотографировать зрительные галлюцинации! Но как?
Сначала думал затемнить комнату надо. Но как затемнишь, тут ведь психобольные. Продумывал разные конструкции. Нет! Ничего не подходит. Не получается.
И вот, летом 1974 года мы отдыхаем с семьей в Адлере. У нас родственники жили в Адлере. Отдыхаем, а потихонечку мысль работает. Смотрю, человек в море заходит в маске. Вот что мне надо, думаю! Сразу же после отдыха купил маску. Вот это она и есть все еще, из Адлера (показывает на маску с кофром, лежащую на столе).
Маску взял, стекло убрал, а сюда (показывает, как прикреплял кассеты) присоединил фотокоровские кассеты. Пленки зарядил и больному поднес. Где-то в сентябре было проведено два опыта. Получил образы слабенькие. Но не поверил, подумал, что артефакт и выбросил пленки. Видимо, были уже получены первые образы слабенькие. Я их так считаю за отрицательный результат. Дальше подключил сюда (показывает соединение макси с гармошкой от старого фотоаппарата) гармошечку и кинокамеру "Лантан". Опыты провел. У меня там все описано. В архиве
Дальше следующий эксперимент. Вместо кинокамеры присоединял фотоаппарат. Фотоаппараты были "Зоркий", "Зоркий-4", "Зенит", "Киев", "Любитель" "Любителем" даже снимал. "Любитель-2"
Н. С.: Геннадий Павлович, поделитесь хитростями и секретами фотографирования зрительных галлюцинаций!
Г. К.: Секреты такие, когда фотографируешь кинокамерой и фотоаппаратом фокус надо ставить на [бесконечность]. Почему? Оказывается, еще в 1962 году Коржинский высказал предположение, что при телепатии из глаз лучи идут параллельно!
Когда я начал методом проб и ошибок, случайно навел на "бесконечность", образы лучше пошли. Диафрагма должна быть полностью открыта, как на кинокамере, так и на фотоаппарате. Американцы наоборот закрывают диафрагму, но они фотографируют со вспышкой.
Теперь о выдержке Если это кинокамера, то выдержку можно ставить на 1/30 или 1/16. А на фотоаппарате выдержку надо выставлять от руки 2-3 секунды. Я экспериментировал с меньшими выдержками, но при этом образы получаются очень слабые.
Третий вариант фотографирования. Без кинокамеры, без фотоаппарата. Фотографируем фотопленками в черных пакетах. Плоские негативные фотопленки, на которые мы на паспорта фотографируемся в фотоателье. Размеры 13х18 мне давали, я их закладывал в темноте в черный пакет размером 13х18 сантиметров. Даже двойной пакет иногда делал. В первых опытах они все были двойные. Я делал, чтобы защититься. Край еще потом обрезал, чтобы знать, как я подносил. И уже на свету с другой стороны я прикладываю перфокарту. Т.е. вообще все эксперименты у меня регистрировались. Фотокарточками, кинокамерой или фотоаппаратом, и расписываем, кто проводил и как.